extra-img

Загадочная «Планета X» или «9 планета»

1

Поиск планет в космическом пространстве – чрезвычайно сложное занятие. В отличие от звезд они не имеют значительного излучения, поэтому их обнаружение возможно по изменению свечения материнской звезды или же по гравитационному влиянию на другие космические объекты. Доказательством трудности их нахождения является непрекращающийся спор ученых вокруг необнаруженного массивного космического объекта планетарного типа, находящегося в отдалении от других планет Солнечной системы.

В 1846 году немецкий астроном Иоганн Готтфрид Галле, используя ньютоновскую механику и вычисления французского математика Урбена Леверье, анализировал странные возмущения орбиты Урана. В результате он предположил, что за Ураном должна скрываться еще одна планета. В тот же год Галле и его ученику удалось вычислить расположение и обнаружить неизвестную до этого момента планету – Нептун. Впоследствии, изучая орбиты Урана и Нептуна, астрономы вновь обнаруживали странные отклонения, которые могли говорить лишь о том, что вдали скрывается еще одна планета.

Поиски транснептуновых планет захватили умы астроном всего мира, но наиболее масштабные поиски организовал в 1894 году богатый бизнесмен и астроном-любитель из Бостона Персиваль Лоуэлл. Соорудив на свои средства передовой для того времени телескоп, он потратил 22 года своей жизни, чтобы отыскать гипотетическую «планету X», как сам называл ее астроном. Интересно, что в те времена букве X он действительно придавал оттенки загадочности и мистики, но в далеком будущем это название приобрело совершенно иное значение. Навязчивая идея найти таинственную планету, которая влияла на орбиты известных объектов Солнечной системы, морально и физически истощила Лоуэлла, и в 1916 году он умер, а его уникальная обсерватория оказалась на долгие годы заброшены из-за борьбы за наследство бизнесмена.

Лишь в 1925 году обновленный телескоп вновь поднял свои линзы в звездное небо в поисках ускользающей планеты. На этот раз исследования возглавлял 22-летний фермер, проявивший неожиданный талант в астрономии, Клайд Томбо. Результаты его кропотливой работы привели к тому, что 18 февраля 1930 года он открыл Плутон.